Андрей Белый

Андрей Белый (псевдоним Бориса Николаевича Бугаева) (1880-1934) – русский писатель, поэт, прозаик, критик, мемуарист. Один из ведущих деятелей символизма.

Для ранней поэзии Андрея Белого характерны мистические мотивы, гротескное восприятие действительности (“симфонии”), формальное экспериментаторство (сборник “Золото в лазури”, 1904). В сборнике “Пепел” (1909) трагедия деревенской Руси. В романе “Петербург” (1913-14, переработанное издание в 1922) символизированное и сатирическое изображение российской государственности. Мемуары, автобиографическая проза. Исследования, в т. ч. поэтики Н. В. Гоголя.

Андрей Белый родился 14 (26) октября 1880, в Москва. Скончался 8 января 1934, там же.

Семья, детство, образование

Андрюша Белый родился в семье видного ученого-математика и философа-лейбницианца Николая Васильевича Бугаева, декана физико-математического факультета Московского университета. Мать, Александра Дмитриевна, урожденная Егорова, – одна из первых московских красавиц. Вырос Андрей в высококультурной атмосфере “профессорской” Москвы. Сложные отношения между родителями оказали тяжелое воздействие на формирующуюся психику ребенка, предопределив в дальнейшем ряд странностей и конфликтов Белого с окружающими (см. мемуары “На рубеже двух столетий”).

В 15 лет Андрей познакомился с семьей брата В. С. Соловьева – М. С. Соловьевым, его женой, художницей О. М. Соловьевой, и сыном, будущим поэтом С. М. Соловьевым. Их дом стал второй семьей для Белого, здесь сочувственно встретили его первые литературные опыты, познакомили с новейшим искусством (творчеством М. Метерлинка, Генриха Ибсена, О. Уайльда, Г. Гауптмана, живописью прерафаэлитов, музыкой Э. Грига, Рихарда Вагнера) и философией (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Вл. Соловьев).

Андрей Белый окончил в 1899 лучшую в Москве частную гимназию Л. И. Поливанова, в 1903 – естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. В 1904 поступил на историко-филологический факультет, однако в 1905 прекратил посещать занятия, а в 1906 подал прошение об отчислении в связи с поездкой за границу.

Литературная деятельность, эстетическая позиция, окружение

В 1901 Андрей Белый сдает в печать “Симфонию (2-ю, драматическую)” (1902). Тогда же М. С. Соловьев придумывает ему псевдоним “Андрей Белый”. Литературный жанр “симфонии”, созданный писателем, сразу продемонстрировал ряд существенных черт его творческого метода: тяготение Белого к синтезу слова и музыки (система лейтмотивов, ритмизация прозы, перенесение структурных законов музыкальной формы в словесные композиции), соединение планов вечности и современности, эсхатологические настроения.

В 1901-03 Андрей Белый входит в среду сначала московских символистов, группирующихся вокруг издательств “Скорпион” ( В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ю. К. Балтрушайтис ), “Гриф” (С. Кречетов и его жена Н. И. Петровская, героиня любовного треугольника между ней, Белым и Брюсовым, отразившегося в романе последнего “Огненный ангел”), затем знакомится с организаторами петербургских религиозно-философских собраний и издателями журнала “Новый путь” Д. С. Мережковским и З. Н. Гиппиус.

С января 1903 начинает переписку с А. А. Блоком (личное знакомство с 1904), с которым его связали годы драматической “дружбы-вражды”. Осенью 1903 становится одним из организаторов и идейных вдохновителей жизнетворческого кружка “аргонавтов” (Эллис, С. М. Соловьев, А. С. Петровский, М. И. Сизов, В. В. Владимиров, А. П. Печковский, Э. К. Метнер и др.), исповедовавшего идеи символизма как религиозного творчества (“теургии”), равенства “текстов жизни” и “текстов искусства”, любви-мистерии как пути к эсхатологическому преображению мира. “Аргонавтические” мотивы развивались в статьях Белого этого периода, напечатанных в “Мире искусства”, “Новом пути”, “Весах”, “Золотом руне”, а также в сборнике стихов “Золото в лазури” (1904). Крушение “аргонавтического” мифа в сознании Белого (1904-06) произошло под влиянием ряда факторов: смещения философских ориентиров от эсхатологии Ницше и Соловьева к неокантианству и проблемам гносеологического обоснования символизма, трагических перипетий неразделенной любви Белого к Л. Д. Блок (отразившихся в сборнике “Урна”, 1909), раскола и ожесточенной журнальной полемики в символистском лагере.

События революции 1905-07 были восприняты Андреем Белым поначалу в русле анархического максимализма, однако именно в этот период в его поэзию активно проникают социальные мотивы, “некрасовские” ритмы и интонации (сборник стихов “Пепел”, 1909).

1910-е годы

1909-10 – начало перелома в мироощущении Белого, поисков новых позитивных “путей жизни”. Подводя итоги прежней творческой деятельности, Андрей собирает и издает три тома критических и теоретических статей (“Символизм”, 1910; “Луг зеленый”, 1910; “Арабески”, 1911). Попытки обретения “новой почвы”, синтеза Запада и Востока ощутимы в романе “Серебряный голубь” (1910). Началом возрождения (“второй зари”) стало сближение и гражданский брак с художницей А. А. Тургеневой, разделившей с ним годы странствий (1910-12, Сицилия – Тунис – Египет – Палестина), описанные в двух томах “Путевых заметок” (1911-22). Вместе с ней Белый переживает и новый период восторженного ученичества у создателя антропософии Рудольфа Штейнера (с 1912). Высшее творческое достижение этого периода – роман “Петербург” (1913; сокращенная редакция – 1922), сосредоточивший в себе историософскую проблематику, связанную с подведением итогов пути России между Западом и Востоком, и оказавший огромное влияние на крупнейших романистов 20 в. (М. Пруст, Дж. Джойс и др.).

В 1914-16 Андрей Белый живет в Дорнахе (Швейцария), участвуя в строительстве антропософского храма “Гетеанум”. В августе 1916 возвращается в Россию. В 1914-15 пишет роман “Котик Летаев” – первый в задуманной серии автобиографических романов (продолжен романом “Крещеный китаец”, 1927). Начало Первой мировой войны воспринял как общечеловеческое бедствие, русскую революцию 1917 – как возможный выход из глобальной катастрофы. Культурфилософские идеи этого времени нашли воплощение в эссеистическом цикле “На перевале” (“I. Кризис жизни”, 1918; “II. Кризис мысли”, 1918; “III. Кризис культуры”, 1918), очерке “Революция и культура” (1917), поэме “Христос воскрес” (1918), сборнике стихов “Звезда” (1922).

Последний период жизни

В 1921-23 Андрей Белый живет в Берлине, где переживает мучительное расставание с Р. Штейнером, разрыв с А. А. Тургеневой, и оказывается на грани душевного срыва, хотя и продолжает активную литературную деятельность. По возвращении на родину предпринимает множество безнадежных попыток найти живой контакт с советской культурой, создает романную дилогию “Москва” (“Московский чудак”, “Москва под ударом”, оба 1926), роман “Маски” (1932), выступает как мемуарист – “Воспоминания о Блоке” (1922-23); трилогия “На рубеже двух столетий” (1930), “Начало века” (1933), “Между двух революций” (1934), пишет теоретико-литературные исследования “Ритм как диалектика и “Медный всадник” (1929) и “Мастерство Гоголя” (1934). Однако “отвержение” Белого советской культурой, длившееся при его жизни, продолжилось и в его посмертной судьбе, что сказывалось в долгой недооценке его творчества, преодоленной только в последние десятилетия. (Д. М. Магомедова)

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...
Андрей Белый