Главные черты поэзии Ф. И. Тютчева

Умом Россию не понять…

Ф. Тютчев

Как поздней осенью порой Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весной И что-то встрепенется в нас.

Это стихотворение Федора Ивановича Тютчева хорошо характеризует главные черты всей его поэзии – философичность и стилистическую простоту. Особенно часто он затрагивал мотив осени, что подсказывает нам, насколько он ценил Пушкина и в какой мере попадал под обаяние пушкинских стихов. Впрочем, в ранних стихах он откровенно подражает Пушкину:

Над этой темною толпой

Непробужденного народа

Взойдешь ли ты когда, свобода,

Блеснет ли луч твой золотой?

А вообще-то Тютчев – весьма благополучный поэт. Он имел и положение в обществе, и отличную службу, и успех у прекрасных дам, верных друзей: Гейне, Шеллинг, Лев Толстой, Фет, Пушкин. Два десятка лет он работал в дипломатическом корпусе за границей, постоянно наезжая в Россию, потом служил на хорошей должности в Министерстве иностранных дел. Его первый сборник редактировали такие именитые писатели, как И. С. Тургенев и Н. А. Некрасов.

Его стихи индивидуальны, хотя порой излишне образны и чересчур философичны. И все же лучшие его темы – темы любви, природы и России – не грешат заумностью и стилистической громоздкостью, они напоминают звонкий, кристально чистый ручей в хвойном лесу.

…А там, в торжественном покое

Разоблаченная с утра,

Сияет белая гора,

Как откровенье неземное…

…Зима недаром злится,

Пришла ее пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора…

…Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром, –

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом…

…И кто в избытке ощущений,

Когда бежит и стынет кровь,

Не ведал ваших искушений –

Самоубийство и любовь!

…Все отнял у меня казнящий Бог:

Здоровье, силу воли, воздух, сон,

Одну тебя при мне оставил он,

Чтоб я еще ему молиться мог…

…Славян родные поколенья

Под знамя русское собрать

И весть на подвиг просвещенья

Единомысленную рать…

Заметно, что поэт большей частью пользуется простым двухсложным размером – ямбом. Простые стилистические приемы, порождающие великолепные строки, – признак истинного таланта. Не зря говорят, что простота венчает оба конца шкалы гениальности. Может, поэтому автор, вдоволь пофилософствовав:

…Он милосердный, всемогущий,

Он, греющий своим лучом

И пышный цвет на воздухе цветущий,

И чистый перл на дне морском…

…Есть близнецы для земнородных

Два божества – то Смерть и Сон,

Как брат с сестрою дивно сходных –

Она угрюмей, кротче он…

и отдав дань религии:

…Душа готова, как Мария,

К ногам Христа навек прильнуть…

…О Господи, дай жгучего страданья

И мертвенность души моей рассей…

…Был день, когда Господней правды молот

Громил, дробил ветхозаветный храм,

И, собственным мечом своим заколот,

В нем издыхал первосвященник сам…

все равно возвращается к вечным ценностям:

…Не все душе болезненное снится:

Пришла весна – и небо прояснится…

…О, страшных песен сих не пой

Про древний хаос, про родимый!

Как жадно мир души ночной

Внимает повести любимой!

… Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Тютчев при всем его увлечении славянофильством относился к России с трезвостью математика. Он не восторгался “роковым Севером”, который стал для него “сновиденьем безобразным”, он не скрывал своего неприятия тех мест, где родился:

Итак, опять увиделся я с вами,

Места немилые, хоть и родные.

Впрочем, не только к России относился поэт реалистично. Он и себя самого анализировал беспощадно:

Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная – есть ложь.

Этот анализ порой вторгал его в пессимизм:

Судьба, как вихрь, людей метет,

И рад ли ты, или не рад,

Что нужды ей?.. Вперед, вперед!

А иногда – в философское отчаяние, где сон подобен смерти:

…Я в хаосе звуков лежал оглушен,

Но над хаосом звуков носился мой сон…

Видно, такова судьба большого поэта: жить большей частью в стихах, умирать в них и в них возрождаться.

Впусти меня! – Я верю,

Боже мой! Приди на помощь моему неверью!..

Главные черты поэзии Ф. И. Тютчева