Интерьер как средство характеристики героя. (По одному из произведений русской литературы XIX века.)

Каждое художественное произведение имеет несколько составляющих. Обычно это

герои, их действия и место действия.

Место действия это та обстановка, где развиваются основные события

романа. Описание обстановки является важным средством, с помощью которого автор

создает общую атмосферу произведения; оно служит не только фоном, но и

помогает нам понять суть книги и характеры героев. Описание интерьера в

произведениях, где действия происходят в городе, очень важно и представляет

собой одно из основных средств характеристики героев.

Об этом ярко свидетельствует роман Ф. М. Достоевского Преступление и

наказание, основные действия которого происходят в Петербурге. С самого начала

книги автор знакомит нас с ее героями, представителями петербургской бедноты.

А комната Родиона-это крошечная клетушка, шагов в шесть длиной,

имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными обоями, и до того

низкая что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось,

что вот-вот стукнешься головой о потолок. Отставшие, желтого цвета обои

вызывают такое же расслоение и в душе, калеча и ломая ее навсегда. Как гроб

видится нам кровать Раскольникова – неуклюжая большая софа, которую сплошь

покрывают лохмотья.

Именно в таких комнатах, которые угнетают людей, давят на их психику,

созревают самые ужасные и дьявольские планы. В своей клетушке Раскольников

вынашивал и обдумывал свою пробу. Конечно, нельзя утверждать, что на Родиона

действовала только его комната, были и другие причины преступления.

Комната Сони немного отличается от других, описанных в романе. Это

была большая комната, но чрезвычайно низкая+, имела вид весьма неправильного

четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Как мы видим, несмотря

на большие размеры комната не дает простора, а наоборот угнетает и душит. Соне,

как и другим героям, пришлось пройти через физические страдания, но ее душа не

заледенела. Она сумела пройти через унижения и при этом сохранить живую душу и

ту необходимую связь с миром, которую порвал Раскольников, совершив самый

страшный грех – убийство.

Действительно, замкнутость свойственна Раскольникову и она еще в большей

степени проявляется после преступления. Он забился в своей клетушке как паук,

стал чуждаться людей, ни с кем не хотел разговаривать. После совершенного им

греха, Раскольников хочет спрятаться от людей и поразмыслить над своей теорией,

в которой он разочаровывается. Комната становится для него шкафом, местом,

где можно скрыться и куда редко кто заглядывает.

Но вернемся к Соне. Почему она не пошла по пути Раскольникова? Почему

устояла? Одна из причин – это вера в Бога. В ее комнате мы видим Новый Завет,

который она читает Раскольникову. Соня верит, что за страдания ей воздастся.

Она отказывается судить кого-либо и приемлет мир таким, какой он есть. Свою

веру она передаст потом Раскольникову, и он сможет выйти из тупика.

Достоевский в своем произведении уделяет особое внимание цветовой гамме

романа. В описании интерьера автор отдает предпочтение желтому цвету, также

используются коричневый, красный, белый и зеленый. Комната Алены Ивановны была

с желтыми обоями, с мебелью из желтого дерева, картинами в желтых рамках.

Дом, в котором жила Соня, был зеленого цвета. Раскольников оборотился к

стене, где на грязных желтых обоях с белыми цветочками выбрал один неуклюжий

белый цветок, с какими-то коричневыми черточками. Желтый цвет является хорошим

дополнением к драматическим переживаниям героев.

Мы убедились, что интерьер играет не последнюю роль в характеристике

героев. Конечно, он не дает полного описания, а только дополняет его, но иногда

только с помощью уточнений можно полностью понять суть героя, его внутренний

мир, стремления.

Интерьер как средство характеристики героя. (По одному из произведений русской литературы XIX века.)