КАК И ПОЧЕМУ ДОКТОР СТАРЦЕВ ПРЕВРАТИЛСЯ В “ИОНЫЧА”? (по рассказу А. П. Чехова “Ионыч”)

Чехов – мастер короткого рассказа. Он был непримиримым врагом пошлости и ме- щанства, ненавидел и презирал обывателей, которые живут в ограниченном футлярном мирке. Поэтому главной темой его рассказов стала тема смысла жизни. В конце 90-х годов XIX века писатель создает так называемую “маленькую трилогию”, объединившую три рассказа: “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”. Эти рассказы связаны между со- бой только общей темой, темой неприятия футляра, каким бы он ни был. В первом рассказе в гротескной форме показан человек в футляре, учитель гречес- кого языка Беликов. Это фигура – зловещая, она наводит страх на окружающих, и только смерть примиряет героя с действительнос- тью. Как пишет Чехов, Беликов лежал в гро- бу почти счастливый – наконец-то он обрел вечный футляр. У героя второго рассказа одна-единствен- ная мечта – стать владельцем имения и на- слаждаться собственным крыжовником. В третьем – помещик Алехин повеству- ет о себе самом, о том, как он и его любимая женщина не решились пойти навстречу сво- ей любви, отступились от нее. Все три рассказа повествуют о футляр- ной жизни. Маленькая трилогия поэтому и предстает перед нами как произведение еди- ное, внутренне законченное. Чехов предпо- лагал продолжить этот цикл рассказов, по- полнить новыми произведениями, но намере- ния своего не осуществил. Есть основания думать, что вначале к* циклу относился и рассказ “Ионыч”. Дмитрий Ионыч Старцев, герой рассказа “Ионыч”, был назначен врачом в земскую больницу. Это юноша с идеалами, с желанием чего-то высокого, Знакомство с семьей Турки- ных, “самой образованной и талантливой” в городе, очаровало его. Иван Петрович Туркин играл в любительских спектаклях, умел пока- зывать фокусы, слыл острословом. Вера Ио- сифовна писала романы и повести и читала их гостям. Их дочь Екатерина Ивановна, мо- лодая миловидная девушка, которую в семье зовут Котик, музицировала. Дмитрий Ионыч влюбился в Екатерину. Это чувство оказалось в его жизни “единст- венной радостью и… последней”. Ради своей любви он готов, казалось бы, на многое. Но когда Котик отказала ему, возомнив себя бле- стящей пианисткой, и уехала из города, он страдал всего три дня. А потом все пошло по- прежнему. Вспоминая о своих ухаживаниях и высоких рассуждениях, он только лениво говорил: “Сколько хлопот, однако!” Физическое ожирение приходит к Стар- цеву незаметно. Он перестает ходить пеш- ком, страдает отдышкой, любит хорошо по- есть. Подкрадывается и моральное “ожире- ние”. Прежде и горячими движениями души, и пылкостью чувств он выгодно отличался от жителей города. Долгое время те раздража- ли его “своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом”. Он по опыту знал, что с обывателями можно играть в кар- ты, закусывать и говорить только о самых обычных вещах. А если заговорить, напри- мер, “о политике или науке”, то обыватель становится в тупик или “заводит такую фи- лософию, тупую и злую, что остается толь- ко рукой махнуть и отойти”. Но постепенно Старцев привык к такой жизни и втянулся в нее. А если ему не хотелось вступать в раз- говор, он больше молчал, за что получил про- звище “поляка надутого”. В конце рассказа перед нами другой Ио- ныч: каждый вечер проводит в клубе, играет в винт, закусывает и изредка вступает в бе- седу. Котик же, убедившись, что у нее по- средственные способности, живет надеждой на любовь Старцева. Но он – уже не преж- ний молодой человек, который мог прийти ночью на свидание на кладбище. Он слишком обленился духовно и нравственно, чтобы лю- бить и иметь семью. Он только думает: “Хо- рошо, что я тогда не женился”. Теперь по вечерам он развлекается тем, что вынимает из карманов банкноты, а когда денег стало стишком много, разъезжает и рассматривает дома, предназначенные к тор- гам. Жадность одолела его. Но он и сам не смог бы объяснить, зачем ему одному столько денег, если он лишает себя даже театров и концертов. Старцев не замечает, что “стареет, полнеет, опускается”, но ни желания, ни воли к борьбе с обывательщиной у него нет. Докто- ра зовут теперь просто Ионычем. Жизненный путь завершен. Почему же Дмитрий Старцев из пылкого юноши со светлыми мечтами пре- вратился в ожиревшего, жадного и крикливо- го Ионыча? Да, среда виновата. Жизнь одно- образна, скучна, “проходит тускло, без впечат- лений, без мыслей”. Но, скорее всего, виноват сам доктор, который растерял все лучшее, что было в нем, променял живые мысли на сытое, самодовольное существование. Образ доктора Старцева напоминает гого- левских персонажей из “Мертвых душ”. Он так же безжизнен, как и Маниловы, Собаке- вичи,
Плюшкины. Его существование так же пусто и бессмысленно. В заключение можно вспомнить слова героя рассказа “Крыжов- ник” о том, что человеку нужно “не три ар- шина земли, а весь земной шар”.

КАК И ПОЧЕМУ ДОКТОР СТАРЦЕВ ПРЕВРАТИЛСЯ В “ИОНЫЧА”? (по рассказу А. П. Чехова “Ионыч”)