ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ Ф. И. ТЮТЧЕВА

Наверное, нет человека, который, прочитав хоть один раз стихи Тютчева, останется к ним равнодушным. Поэзия Тютчева дышит свежестью и чистотой, земной красотой и космическим совершенством. Тютчев умеет описать то простое, что мы видим в мире, такими необычными словами, что оно предстает перед нами совсем в другом свете. Только Тютчев может сравнить “кроткую улыбку увяданья” со “стыдливостью страданья” разумного существа (стихотворение “Осенний вечер”), дождевые капли с людскими слезами (стихотворение “Слезы людские, о слезы людские…”).

Лирика Тютчева разнообразна и неповторима, но вся она проникнута философским смыслом. Эту философскую мысль мы видим в описании природы, в темах родины и любви. Природа в лирике Тютчева живая и неповторимая, она имеет свои образы. Весна – время пробуждения, время новой жизни и новых надежд. На эту тему написаны стихотворения “Весенняя гроза”, “Вешние воды”. Весна всегда чиста и прекрасна:

Весенней негой утомлен,

Я впал в невольное забвенье;

Не знаю, долог ли был сон,

Но странно было пробужденье.

Осень – время покоя, время ухода и прощания, время размышлений:

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест…

Недаром именно осенью Тютчев пишет свое знаменитое стихотворение “Умом Россию не понять…”.

Весна у Тютчева – это не только настоящее. Она имеет протяженность: бегут вешние воды, проясняются небеса; муза весны напрямую связана с будущим. Осень наполнена пустотой и земным мотивом. Осень – это вечность:

А там, в торжественном покое,

Разоблаченная с утра,

Сияет Белая гора,

Как откровенье неземное.

Природа у Тютчева всегда прекрасна. Поэт всматривается в нее, прислушивается к ее звукам и пытается понять и постичь все ее душевные тайны. И тогда можно почувствовать слияние человека и природы (стихотворение “Так, в жизни есть мгновенья…”).

Как и всякий русский поэт, Тютчев много стихов посвятил родине. Признавая величие живой души в природе, он подобным образом видел ее и в России. Тютчев считает, что Россия призвана внутренне и внешним образом обновить человечество. Поэт не только любил Россию, он верил в нее: “…в Россию можно только верить”. Вера в Россию была сознательно выработанным убеждением (стихотворение “На взятие Варшавы”). В своей борьбе с братским народом Россия руководствовалась прежде всего необходимостью “державы цельность соблюсти”, для того чтобы:

Славян родные поколенья

Под знамя русское собрать

И весть на подвиг просвещенья

Единомысленную рать.

Тютчев полагал, что Россия должна держаться единства, основанного на духовных началах:

Над этой темною толпой

Непробужденного народа

Взойдешь ли ты когда, Свобода,

Блеснет ли луч твой золотой?..

Растленье душ и пустота.

Что гложет ум и сердце ноет, –

Кто их излечит, кто прикроет?..

Ты, риза чистая Христа…

Судьба России зависит не от исхода внутренней нравственной борьбы светлого и темного начал в ней самой. Условия для исполнения ее космической миссии есть внутренняя победа добра над злом.

Тютчев – современник Пушкина, но взгляды этих двух поэтов на поэзию совершенно разные. В поэзии Пушкина преобладают эмоции, чувства, впечатления. Тютчев же постигает начала и основания бытия, философские начала мира. Но тютчевская поэзия имеет религиозный характер, корни которого исходят из христианских сюжетов. Вот как рисует поэт сценарий окончания мира:

Когда пробьет последний час природы,

Состав частей разрушится земных:

Все зримое опять покроют воды,

И Божий лик изобразится в них!

Тютчев не только стремится познать бытие, он одновременно отвечает на его вопросы. Бытие для Тютчева – это вечность, Бог, и этот Бог наблюдает за нами. Его глаза – звезды, его сила велика:

Он милосердый, всемогущий,

Он; греющий своим лучом

И пышный цвет, на воздухе цветущий,

И чистый перл на дне морском.

Поэзия – это не просто чистая философия. У нее есть свои образы и категории. Эти категории Тютчев рисует в виде символов, знаков:

Есть близнецы – для земнородных

Два божества – то Смерть и Сон,

Как брат с сестрою дивно сходных –

Она угрюмей, кротче он…

Философские начала связаны с христианским мотивами в лирике. Эти христианские начала часто выливаются в любовь к Богу:

Все отнял у меня казнящий Бог:

Здоровье, силу воли, воздух, сон,

Одну тебя при мне оставил он,

Чтоб я ему еще молиться мог.

Это стихотворение написано под впечатлением любви к Денисьевой. Замечательным стихотворением на христианский мотив является “И в Божьем мире то ж бывает…”. Оно проникнуто светлой надеждой. Именно “в Божьем мире” Тютчев обретает успокоение. Он ищет и находит свою дорогу к Богу.

Уже говорилось, что Тютчев мыслит образами. Это как земные, нам понятные образы, так и образ Вечности – хаос. Тютчев представляет хаос как землю и противопоставляет ее небу, космосу. Образ хаоса проявляется в виде тьмы, океана, души, бездны, ночи. Критик Лаврецкий отозвался об образе тютчевского хаоса: “Хаос, по Тютчеву, бесформенная и безличная, темная, слепая, неорганизованная и зыбкая, как библейские воды, кипящая дурная основа Мира. Из этой грубой ткани созидается риза Богов, красочный, многообразный мир форм…” Мотив хаоса присутствует в стихотворении “Последний катаклизм”. В стихотворении “Безумие” хаос способен принимать различную форму, в стихотворении “29-е января” он выражается “в безвременной тьме”. Хаос может принимать форму моря:

И бунтует и клокочет,

Хлещет, свищет и ревет.

При этом Тютчев противопоставляет хаос – море состоянию покоя, где покой – утес:

Волн неистовых прибоем

Беспрерывно вал морской

С ревом, свистом, визгом, воем

Бьет в утес береговой,

Но, спокойный и надменный…

Во всех этих стихах хаос подразумевается. В стихотворении “Сон на море” поэт называет его своим именем:

..Я в хаосе звуков лежал оглушен,

Но над хаосом звуков носился мой сон…

О Тютчеве как о поэте мы не будем иметь полное представление, если не скажем еще об одной его теме – теме любви. Любовь Тютчева – это не чувства, переживания или состояние души. Любовь показана во взаимосвязи с космосом и хаосом. В стихотворении “Предопределение” Тютчев говорит о любви как о “поединке роковом”:

Любовь, любовь – гласит преданье –

Союз души с душой родной –

Их сьединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И поединок роковой…

В стихотворении “Близнецы”, любви противопоставляется самоубийство. Любовь бывает разной: взаимной и неразделенной. И не всегда любовь приносит радость и счастье.

Бывает как раз наоборот. Самоубийство и Любовь здесь такие же образы, как Смерть и Сон:

И кто в избытке ощущений,

Когда кипит и стынет кровь,

Не ведал ваших искушений –

Самоубийство и Любовь!.

Говоря о тематике произведений Тютчева, надо помнить, что в его лирике трудно выделить какие-то самостоятельные темы. И любовь, и поэзия, и философия – все слито воедино и существует в неразрывном виде. Среди стихотворений о любви выделяются те, в которых отражена любовь самого поэта к Денисьевой. Одно из таких автобиографических стихотворений – “О, как убийственно мы любим…”. Здесь поэт как бы подводит итог всей любви: это великое чувство, но оно, к сожалению, не вечно. Любовь нужно беречь и охранять, иначе она погибнет: “Год не прошел – спроси и сведай, что уцелело от нея?”

Тютчевская поэзия – это сильный порыв к истине, душевное человеческое устремление, состояние души самого поэта. Она прекрасна и незабываема.

ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ Ф. И. ТЮТЧЕВА