Сидур Вадим

Родился в семье педагогов. В 1942 г. был призван в армию, командовал пулеметным взводом. В 1944 г. получил тяжелое ранение и демобилизовался. Был награжден орденами Великой Отечественной войны. В 1945 г. Сидур поступил в Московское художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское). После окончания училища занимался скульптурой и книжной иллюстрацией, участвовал в выставках. В 1957 г. был принят в Союз художников СССР.

В начале 1960-х гг. стиль художника перестал соответствовать принятым в то время в официальном советском искусстве нормам; его имя исчезло со страниц изданий по искусству, работы не принимались на выставки. Художник выполнял частные заказы (надгробия академика А. Фрумкина, 1965; академика Е. Варги, 1968; академика И. Тамма, 1973, и другие).

Работы Сидура стали известны на Западе, появились публикации, проходили выставки (Швейцария, 1971; Бьеннале в Венеции, 1977; Западная Германия, 1979 и 1984 гг.). В ряде городов Германии по моделям Сидура были установлены памятники (“Памятник погибшим от насилия”, Кассель, 1974; “Памятник современному состоянию”, Констанц, 1974; “Треблинка”, Западный Берлин, 1979; “Памятник погибшим от любви”, Оффенбург, 1984; “Взывающий”, Дюссельдорф, 1985). В 1976 г. в городе Батавия, недалеко от Чикаго (США), и в 1980 г. в Мюнхене были установлены скульптурные портреты А. Эйнштейна, отлитые по небольшой гипсовой модели Сидура, созданной в 1967 г. Две работы Сидура (единственные официальные заказы, полученные им после 1961 г.) находятся в Москве (“Структура номер 1”, перед Институтом морфологии человека, 1976; “Структура номер 2”, перед институтом имени Вернадского, 1980). После смерти Сидура его искусство получило признание и в Советском Союзе. В 1987 г. в Москве состоялись две большие выставки его работ.

Ранние скульптуры Сидура – в основном мелкая пластика – были выполнены в традициях социалистического реализма. Впоследствии форма его произведений претерпела изменения, становясь все более упрощенной (“Слепые”, “Инвалид”, 1962; “Голова юноши”, 1964).

В начале 1960-х гг. Сидур начал активно заниматься графикой. В некоторой степени это было связано с перенесенным им в 1961 г. тяжелым инфарктом. Переживания и размышления, сопутствовавшие болезни, повлияли на его мировоззрение и дальнейшую творческую жизнь; кроме того, Сидур долгое время не мог работать над большими скульптурными произведениями. В это время Сидур создал графические циклы “Больница”, “Алабино” (1961-62). Его рисунки – это не подготовительные эскизы к скульптуре, а самостоятельные произведения, однако многие темы и общее направление параллельны поискам в скульптуре. В этот период Сидур предпочитал в графике простоту и ясность: тонкая контурная линия единым движением обрисовывает фигуру, белый цвет листа играет большую роль в композиции (иллюстрации к русскому переводу повести И. Мераса “На чем держится мир”, журнал “Юность”, № 4, 1966). Это была первая работа Сидура на тему Катастрофы; впоследствии художник обращался к ней постоянно, иногда прямо, как в работе “Треблинка” (см. выше) и в рисунке тушью “Концлагерь” (1969), иногда в общем трагическом контексте произведений, посвященных войне.

Во второй половине 1960-х гг. Сидур вновь обратился к скульптуре. В работах “Формула скорби” (1972), “Связи” (1977) форма сводится к простым, крупным, ясно выраженным знакам; материал избирается грубый – бетон, цемент; на шероховатой поверхности намеренно оставляются следы обработки; пластическое решение построено на сочетании тяжести материала с пустотами, отверстиями, провалами, которые играют важную роль в художественной системе Сидура.

В творчестве Сидура возникает и другое направление: вместо простоты и ясности – хаос соединенных вместе деталей машин, бытовых приборов; возникающие из них лица и фигуры передают ужас художника перед абсурдом современного мира. В этих работах чувствуется влияние поп-арта (“Гроб-женщина” из серии “Гроб-арт”, 1975; “Саломея с головой Иоанна на блюде”, 1977). В 1970-х гг. изменяется и графика Сидура: линии переплетаются, покрывая всю поверхность листа; черные пятна геометризованных фигур контрастируют с белизной листа – серия “Мутации” (1969 и 1973 гг.), “Олимпийские игры” (1972; создана под впечатлением убийства израильских спортсменов на Олимпийских играх в Мюнхене).

Сидур Вадим