Вопросы и ответы к пьесе А. С. Пушкина “Моцарт и Сальери”

Что сближает Моцарта и Сальери и что их разъединяет?

Сближает Моцарта и Сальери любовь к музыке и понимание ее, а разъединяет – различное ощущение предназначения музыки. Сальери мнит себя жрецом-аскетом, для которого невозможны несерьезные выходки и веселый смех, он отрицает мир. Моцарт же весь соткан из легкости и приятия повседневной жизни, он, напротив, принимает весь мир в себя, не отгораживается от него – и в этом источник его постоянного вдохновения.

Почему Сальери презирает жизнь?

Сальери презирает обыденную жизнь, потому что все, чего он достиг, получилось за счет огромного самоотречения и сверхнапряжения. Он считает, что жертвы, принесенные им, возвышают его над теми, кто живет иной, простой жизнью. Таким образом, он считает, что между ним и миром лежит непроходимая пропасть. Этим он ограничивает себя и свое творческое волеизъявление, ибо темы для творчества любой творец берет из жизни, а не из оторванной от этого мира собственной души. В результате Сальери творчески бесплоден, что рикошетом возвращается к нему и преломляется сквозь его огромную гордыню еще более сильным презрением к миру.

Какой смысл несут в себе слова “…Гений и злодейство / Две вещи несовместные”?

Эти слова в трагедии принадлежат Моцарту. Сальери уверяет себя, что он гений, но при этом страстно завидует настоящему гению – Моцарту. Гений всегда великодушен, а у Сальери очень узкая душа. Окончательно это становится ясно самому Сальери, когда он уже решил отравить Моцарта, а тот вдруг говорит о не-совместимости гения и злодейства. Это последнее испытание для Сальери; гением ему все равно не стать, но он может еще не стать антагонистом гения – злодеем. Но подлинная суть Сальери, разрушительная и изъязвленная осознанием своей неполноценности, рвется себя проявить даже ценой отказа от ложного самоубеждения в гениальности. Сальери идет на то, чтобы открыто самому себе признаться в том, что он завистник, лишь бы остановить подлинного гения, который якобы делает бессмысленным его собственные тяготы служения музыке.

Вопросы и ответы к пьесе А. С. Пушкина “Моцарт и Сальери”